Суббота, 20.04.2024, 15:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ ООШ №"2 г. Нерчинска

Код будущего
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

обобщение педагогического опыта

Ю. С. Гладышева,

 

Потенциал школьных учебников русского языка В.В.Бабайцевой в формировании у школьников регулятивных УУД

 

Согласно ФГОС ООО и СОО метапредметным результатом обучения русскому языку является функциональная грамотность. О её сформированности свидетельствует владение школьниками универсальными учебными действиями (УУД).

Разработчиками ФГОС были выделены четыре основных вида УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Они  связаны с разными сферами жизнедеятельности человека. Так, регулятивные УУД включают в себя умения:

-  ставить и формулировать цель деятельности в целом и её этапов (промежуточных целей) с учётом конечного результата;

- планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;

-  прогнозировать, то есть предвосхищать результат деятельности;

- осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию деятельности.

Развитие способности к целеполаганию, как считают разработчики стандарта, принципиально меняет ход развития подростка. Развитие преобразуется в саморазвитие на основе осознанных личностью жизненных целей и планов их достижения [1, с. 132]. Построение жизненных планов (планирование) включает в себя последовательность достижения целей и решения задач в их взаимосвязи, планирования путей и средств их достижения на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей.

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик является неотъемлемым свойством учебной деятельности, так как учащиеся могут строить вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем, что скажется на конечном результате деятельности школьника.

Развитие у школьника самоконтроля, самокоррекции предполагает формирование таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, независимость и устойчивость к окружающей действительности.

Самооценивание создаёт основу осознания учащимися себя как  активного субъекта своей деятельности, в том числе и учебной,  и предоставляет ему возможность лучше разобраться в своих способностях и умениях.

Таким образом, развитые  регулятивные  УУД у учащегося помогут ему организовывать свою учебную деятельность – ставить перед собой цели и задачи, планировать деятельность, выбирать способы и средства достижения цели, осуществлять контроль над работой, совершать оценивание и коррекцию полученных результатов.

 С целью выявления потенциала школьных учебников русского языка в формировании у школьников регулятивных УУД нами проанализирован учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой для 6 класса. Он состоит из двух книг: Бабайцева В.В. ,  Чеснокова Л. Д.   «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений» и  Лидман-Орлова Г. К.,  Пименова С. Н., Еремеева А.П. и др. «Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений» .

Анализ учебника «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.» показал, что как учебник академического типа он не содержит ни одного вопроса или задания на работу с текстом параграфа, которые бы были направлены на формирование у учащихся регулятивных УУД. В учебник составляет систематически изложенный полный объём сведений по русскому языку, который должен усвоить ученик на протяжении всех лет обучения в школе.

  Учебник  «Русский язык. Практика. 6 кл.» содержат семьсот пятьдесят семь упражнений. Их анализ показал, что на формирование умения ставить перед собой цель деятельности (целеполагание) в учебниках  восемь упражнений (1,05 %). К таким мы отнесли упражнения со следующими заданиями: Докажите, понимаете ли вы следующие фразеологизмы, подобрав к ним синонимы (упр. 3 ); докажите на примере прилагательных, что признаки, обозначающие различные качества, могут проявляться у предмета в большей или меньшей степени (упр. 355 ); объясните, в чём различие наречий и прилагательных как самостоятельных частей речи (упр.538).

На формирование умения планировать свою деятельность нами выявлено восемнадцать заданий (2,37 %): Запишите слова в таком порядке: с ударением на 1-м слоге, на 2-м, на 3-м, на 4-м (упр. 61); С каждым из притяжательных прилагательных составьте по два словосочетания, в которых прилагательное было бы употреблено сначала в прямом значении, а затем – в переносном (упр. 418); Распределите прилагательные по 2 группам: 1) не употребляются без не; 2) употребляются без не (упражнение 430); Запишите сначала словосочетания, в которых прилагательные с не пишутся раздельно, затем – оставшиеся (упр. 431). На  формирование умения осуществлять самоконтроль деятельности мы нашли  сто тридцать упражнений, что составляет 17,1 % заданий от общего количества. К таким заданиям мы отнесли следующие:  Выполните задание и проверьте по ключу (упр. 3, 11, 13, 71 и др.); Выполните упражнение, используя памятку (упр. 7, 10, 14, 42, 47,326, 328, 487, 754, 755, 757) ; Выполните упражнение, проверьте себя по словарику (упр. 22, 25, 27, 43, 61, 72, 148, 149, 150, 181, 583, 588); При выполнении упражнения, обратитесь к параграфу «Теории» (упр. 6, 9, 58, 141, 342, 387); Выполните упражнение по образцу (плану) (упр. 52,66, 85, 742, 169, 172, 183, 274, 314, 328, 363, 364, 381,406, 412, 424, 425, 438, 444, 485, 502, 514, 519, 870, 577, 591, 608, 668). Таким образом, на формирование данного умения в учебнике больше всего заданий потому, что деятельность самоконтроля легче организовать, дав в учебнике памятки, планы и другие материалы.

На формирование действия осуществлять самокоррекцию действий в ученике лишь два упражнения (0,2 %): Запишите текст, ставя необходимые знаки препинания. Если вам трудно определять границы предложения, перечитайте параграф 14 «Теории» (упражнение 9). Выпишите из предложений словосочетания с существительными, определите их падеж. В случае затруднения обратитесь к параграфу 75 «Теории», где показана последовательность действий при определении падежа имени существительного (упражнение 81).

На формирование действия осуществлять  самооценку полученных результатов в учебниках «Практика» нет ни одного задания.

Таким образом, анализ учебников русского языка «Теория» и «Практика» показал:

  1. недостаточность заданий, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД. Из 100 % заданий лишь 20,72 % содействует формированию регулятивных универсальных учебных действий;
  2. необходимость обогащения заданий упражнений рефлексивными вопросами и рефлексивными задачами, которые повысят потенциал данного учебного комплекса в формировании у школьников регулятивных учебных универсальных действий и достижении целей ФГОС.

Список литературы

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,       И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. 159 с.
  2. Русский язык. Практика. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2013. – 318, [2] с. : ил.
  3. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 20-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011

 

 

Госуслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Первый класс
Горячее питание
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz